2018-09-01

"Сделана сия пищаль Волк в лета ...". Уроки истории.

2018-09-01

 Как я уже писал, в шведском городке Mariefred есть королевский замок Gripsholm. А в королевских замках Швеции хранится немало штук и разных диковин, которые нигде больше не увидишь и не пощупаешь.

Всё дело в том, что шведы - народ очень основательный и бережливый. Если можно хорошую/красивую/потенциально полезную вещь сохранить, то зачем её выбрасывать?

А шведские короли - это такие шведы в квадрате. Они пример подданым подают. Хотя не все шведы своих королей любят, но пример всё-таки обычно положительный. Например, изуверов и кровопийц тут давно не водилось. И воспитание не позволяет, и вера, да и система власти не даёт разгуляться.

Да, к чему я это всё?
А вот к чему.

Перед отходом нашего парохода заглянули мы не несколько минут во двор замка Gripsholm. В сам замок не пошли, на полчаса с детьми это бесмысленно. Но даже двор превзошёл все ожидания.

Дело в том, что во дворе королевского замка стоят две пушки.
Подумаешь, пушки, скажете. Этих пушек в любом дворе любой европейской крепости - как грязи.
А вот и нет. Таких - нет.
Вот они.


Ну никак эти пушки не сочетаются со шведским замком. Инородные тела.


И вдруг приходит понимание, где я такое уже видел.


Позвольте, но это же НАШИ пушки!
Буквально подбегаю к огромным позелевшим хоботам, лежащим на дубовых лафетах, и читаю: "Божею милостию повелением царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси".

(рядом с нами - ребята из Болгарии, один хорошо говорит по русски. "Вот я смотрю, все буквы знакомые, а что написано - не понимаю." :) )


С другой стороны ствола: "Сделана сия пищаль Волк в лета ("тут по-ихнему я плохо читаю"). Делал Андрей Чохов" .



Итак, в замке Грипсхольм шведы сохранили две пушки нашего великого мастера. Две "серийных" пищали "Волк".
Для нас пушки Чохова - это уже не ужасные орудия войны и убийства, а прекрасные произведения национального искусства. В те времена у литейщиков были только государевы заказы на пушки и церковные - на колокола. Они и реализовывались в этом. И как реализовывались!

Дети, похоже, оценили именно эту сторону. Ведь и вправду, как красиво сделано!



Русская тяжёлая артиллерия 16-го века заслуженно считалась едва ли не лучшей в Европе. Иноземцы поражались, откуда московиты умудрялись брать таких грозные и красивые орудия.

А всё просто. Это яркий пример того, как соотечественники умели учиться у иностранных мастеров и превосходить их в мастерстве. Андрей Чохов - он ведь не просто такой самородок-самоучка. У него были хорошие учителя, которых московские цари с 15-го века приглашали в Москву из Германии, Италии и прочих стран с продвинутой металлургией для постановки пушечного дела. И, как часто бывает, вышло так, что ученик оказался толковым и талантливым и далеко превзошёл учителей.

В Швецию эти пищали попали, вероятно, как трофеи Ливонской войны, начатой Иваном IV Грозным для добровольного воссоединения исконных прибалтийских земель и с треском, грохотом и страшными потерями людей, территории и престижа державы проигранной. Вины Чохова и его орудий в этом, конечно, нет никакой. Они честно выполняли свой долг.

Зато пленённые произведения искусства нашего великого соотечественника пережили века и теперь стоят во дворе замка Грпсхольм, доступные для всех. Мы можем с гордостью посмотреть, прикоснуться и даже залезть на них. Попробуйте сделать это в Кремле, ха-ха!

=========
Андрей Кузнецов.
Замок Грипсхольм, Мариефред, Швеция. 1 сентября 2018 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий